фильмография биография
музыка фото
интервью пресса






Пресса / Трагикомедия «Жизнь как чудо» (exler.ru)

Трагикомедия «Жизнь как чудо» (Zivot je cudo)

Кто говорит, что войны не будет, эту войну и начнет.
Фраза из фильма

Жизнь - это чудо, война - это дерьмо, а любовь все победит, если ее, в свою очередь, что-нибудь не победит.
Основной мессидж фильма

Лука (Славко Стимач) - чудаковато-наивный инженер, который в свое время из Сараево перебрался на богом забытый полустанок, потому что одержим идеей построить паровозный туннель через Балканы. Он живет с полусумасшедшей женой Ядранкой (Весна Тривалич), которая бросила карьеру оперной певицы, и от этого у нее поехала крыша. Ну или от тоски поехала крыша, потому что делать на этом полустанке совершенно нечего - разве что на качелях качаться и ждать, когда пару раз в день мимо прогремит поезд. У них есть сын Милош (Вук Костич), мечтающий о карьере футболиста в местном клубе.

В этой глуши кипит самая обычная жизнь - по крайней мере та жизнь, которая бывает в фильмах Кустурицы... Ослица пытается покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви, для чего часами стоит на железнодорожных путях, дожидаясь паровоза. Черно-белый кот дружелюбно воюет с местной собачкой, нагло откусывает бутерброд, когда его сует в рот кто-то из домашних, гоняет голубей и служит символом мира и прогресса. Медведи периодически приходят в дом без приглашения и хозяйничают там, слегка поубивав хозяев.

Мэр местного городка разъезжает по окрестным селам и занимается популизмом в перерывах между пьянками. При этом мэр пытается самого себя вытащить из жуткой коррупции, в которую он влез уже давно, но его уже никто никуда не отпустит - слишком большие деньги завязаны на этой местности.

В городке силами местных жителей и заезжего смазливого дирижера из Венгрии создан оркестр, бравурно исполняющий что-то очень балканское и очень цыганское. Усы и кудри венгра не дают покоя Ядранке, которая еще не настолько сошла с ума, чтобы не заинтересоваться эдаким красавчиком.

А дальше начнется война. Лука в этой войне участвовать вовсе не собирается - это не его война. Он хочет строить железнодорожные туннели и жить на своем полустанке. Однако война - она касается всех независимо от того, хочешь ты в ней участвовать или нет.

Сначала от Луки сбегает жена вместе с венгром. Затем Милоша призывают в армию. Лука не очень понимает, что происходит вокруг, поэтому даже радуется тому, что Милоша призывают - мол, дед Милоша служил, Лука служил, значит, и Милошу служить сам бог велел. Однако Милош предстоящему призыву не радуется. Чему тут радоваться-то, когда он хотел играть в футбол, а теперь ему тащиться в армию прямо накануне войны? Но Милоша тоже никто спрашивать не собирается: отправляйся, парень, в армию и все дела.

Вскоре война достигает и той дыры, где живет Лука. Вокруг слышны пальба и взрывы. Днем мимо проезжают войска, ночью - новый мэр, который под военный шумок занимается контрабандными поставками наркотиков, горючего и оружия, торопясь сколотить недурственный капиталец, чтобы потом с ним свалить в Германию, жениться на толстой фройляйн и зажить в свое мэрское удовольствие.

Через некоторое время Милоша берут в плен. Знакомый военный Луки, в свою очередь, берет в плен мусульманку Сабаху (Наташа Солак) и привозит девушку Луке - мол, пускай Сабаха напишет своим родным, и ее обменяют на Милоша. Процесс обмена - достаточно небыстрый, поэтому Сабаха живет в доме Луки. Постепенно между ними - ну, разумеется - возникает любовь, но какая может быть любовь, когда вокруг идет война?..

***

Трудно найти более обласканного наградами и признанием критиков режиссера, чем Эмир Кустурица. При этом, конечно, нельзя сказать, что это признание ничем не заслужено. Кустурица - режиссер очень яркий и очень самобытный, поэтому и привлекает к себе такое пристальное внимание. Его называют "балканским Феллини" - и это сравнение вовсе не притянуто за уши, ведь некоторые фильмы Кусты действительно напоминают шедевры великого итальянца: манерой съемки, колоритностью персонажей, обстановкой легкого сумасшествия, происходящего на экране, большим количеством народной музыки, а главное - неповторимо личным стилем. Феллини снимал так, как будто он изливает душу, и Кустурица снимал точно так же.

Новый фильм ждали давно, потому что Куста не балует своих поклонников частым выходом картин. Предыдущий шедевр, "Черная кошка, белый кот", был снят аж в 1998 году, так что до появления фильма "Жизнь как чудо" прошло долгих шесть лет. Впервые он был показан на Каннском фестивале и... И первый раз Кустурица не привлек восторженного внимания высокого жюри. Правда, фильм получил номинацию на "Золотую пальму" и кинематографический приз от французской национальной системы образования, но для Эмира это все - практически плевок в душу после выигранных двух золотых пальм ("Underground" и "Otac na sluzbenom putu"), двух одновременных побед на венецианском фестивале в 1981 году и аж четырех наград на том же фестивале в 1998 году, не считая побед на итальянских, японских, французских, немецких и прочих фестивалях.

Что случилось? От Кустурицы отвернулись критики? Да, в общем, нет. Если почитать критику, то выясняются интересные закономерности. На часть рецензентов само имя Кустурицы производит такое завораживающее действие, что "Жизнь как чудо" они объявили, безусловно, гениальным из гениальнейших, и никакой тени сомнения по этому поводу быть не может. Что интересно, как минимум двое из таких критиков (речь идет о профессиональных кинокритиках, которые пишут для толстых журналов) вердикт вынесли еще до просмотра фильма, о чем случайно проговорились в рецензиях. Но они читали анонс к фильму, и этого для них оказалось вполне достаточно.

Другие критики картину посмотрели и заходились в восторгах совершенно честно: "лучшая работа", "великолепный фильм", "гениальный Кустурица", "как обычно - гениально", "это просто потрясающе", "фильм смотрится на одном дыхании", "еще никто не сказал о войне так честно" и так далее.

Ну и был еще один вид критиков, которым "Жизнь как чудо" не сильно понравился. Правда, что говорить по этому поводу - они толком не знали. Потому что гений и все такое, а как можно критиковать гения? В результате рецензии были выдержаны в стиле: "Ну да, там происходит что-то непонятное и слегка тоскливое, но так как речь идет о гениальном Кустурице, вероятно, это я своими тупыми мозгами не дошел, что же там такого потрясающего"...

Но хватит о критике, поговорим о том, что увидел я в этом фильме... На первый взгляд - все тот же Кустурица. По стилю - нечто среднее между "Черной кошкой, белым котом" и "Андерграундом". От "Черной кошки" - фантасмагория персонажей, играющие как актеры животные, атмосфера веселой шизы и много-много музыки (ее писал сам Кустурица и Дежан Спаравало, а исполнял, разумеется, ансамбль No Smoking Orchestra, который озвучивал "Черную кошку, белого кота" и с которым Эмир нередко выступает по миру - режиссер на сцене делает вид, что играет на соло-гитаре). От "Андерграунда" - война, людские судьбы во время войны и грязные военные делишки грязных людишек.

Вроде все на месте: и смех, и слезы, и любовь. Да и главный посыл, в общем, беспроигрышный: жизнь - это чудо, война - это дерьмо, а любовь все победит, если ее что-нибудь не победит. Но чего-то заметно не хватает. Чего именно? Искренности и легкости, которыми всегда славились фильмы Кустурицы. В фильме "Жизнь как чудо" много искусственности, как будто какой-то другой режиссер подражает великому Кустурице. Подражать подражает, получается очень похоже, но временами неуклюже и тяжеловесно, а главное - нет ощущения цельности, продуманности и законченности.

И дело не в том, что "Жизнь как чудо" идет больше двух с половиной часов. В конце концов, у Кусты все фильмы длинные, но они всегда смотрелись на одном дыхании. В данном случае дело в том, что во время просмотра нередко возникает вопрос: "Да когда же это в конце концов закончится?" Вопрос для фильмов Кустурицы дикий и нехарактерный. Но он возникает. Потому что на этот раз фильм безбожно затянут.

А может, виной всему главное - отсутствие четкого желания что-то сказать? Может, все, что он хотел сказать о войне, сказано в "Андерграунде", а все, что он хотел сказать о жизни как чуде, сказано в "Черной кошке, белом коте"? Похоже, это именно так и есть. Поэтому "Жизнь как чудо" выглядит, в общем, слегка искусственным образованием. Нет, там все на первый взгляд хорошо - много хороших эпизодов, колоритная игра актеров, блестящие вторичные роли и так далее, - но обстановки веселой шизы, как в "Черной кошке", практически нет. И обстановки кошмаров войны, как в "Андерграунде", тоже нет. Все как-то очень и очень натянуто.

Поставлено и снято талантливо - все-таки это Кустурица, - но пустовато и временами скучновато. Выглядит фильм как подражание Кустурицы-нового Кустурице-старому. И это очень и очень печально.

Резюмировать как-то сложно. Потому что у меня язык не повернется назвать "Жизнь как чудо" плохим фильмом. И вовсе не потому, что меня завораживает магия имени Кустурицы - меня вообще ничего в этой жизни не завораживает. Но снято это все равно мастерски, и отдельные эпизоды - просто великолепны. Однако в общую цельную картину они, к сожалению, не складываются и фильм выглядит очень и очень затянутым. При этом ряд других эпизодов выглядят весьма искусственными. Вместо обстановки легкой шизы - картина тяжелой шизофрении, как, например, с женушкой Луки.

Однако сразу имейте в виду, что мнения об этом фильме достаточно разнятся. Я знаю зрителей, которые от картины были в восторге и заявляли, что это чуть ли не лучшая картина Кустурицы. Также я знаю зрителей, чье мнение было вполне похоже на мое: такое ощущение, что Кустурица подражает Кустурице. Старательно, умело, но без четко поставленной цели. И без души. Точнее, не вложив ее, вопреки обыкновению, на полную катушку. Только маленькую часть.

Поэтому смотреть или не смотреть - решайте сами. И мессидж ищите сами. Точнее, решайте, нужен вам этот мессидж или же вы его и так прекрасно знаете...

P.S. Согласен, это совершенно дебильное для русского языка слово "мессидж" (от англ. - послание, сообщение), но его в последнее время полюбили многие кинорецензенты. Я данный термин в русском языке ненавижу, а употребляю исключительно в издевательском смысле. Ну и в качестве протеста против войны.

дата публикации: 29.11.2004
источник: exler.ru
ссылка: http://www.exler.ru/films/29-11-2004.htm


Я и Михалков - единственные два режиссера из Восточной Европы, на фильмы которых западный зритель покупает билеты

новости
02.12.2008
Кустурица снимет кино об Осетии?
Эмир Кустурица может снять документальный фильм об Осетии. Об этом сообщает сайт Iratta.com, по данным которого власти Северной Осетии достигли предварительной договоренности с режиссером

источник — http://Iratta.com

07.07.2008
«Жизнь как чудо» на ТВЦ
В пятницу, 11 июля в 23:55 на телеканале ТВЦ покажут «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы

источник — http://www.drugaya.ru/content/doc1023.html

18.03.2008
Группа «Чи-ли» сняла клип вместе с Эмиром Кустурицей
источник — http://www.newsmusic.ru/news_2_10154.htm

26.06.2008
Кустурица, футбол и ММКФ.
Фильмом закрытием юбилейного ММКФ станет «Марадона глазами Кустурицы»
Итак, 30-й юбилейный ММКФ закроется документальным фильмом Эмира Кустурицы о Диего Марадоне. Прошлый, 29-й, как известно, «Заветом» Кустурицы открывался, да и на нынешнем открытии тоже без балканского гения не обошлось. И «No Smoking Orchestra» играл, и Никита наш свет Сергеич Михалков лично Кустурицу за одежду «не по форме» пожурил и «братушкой» обозвал. Ну, вот так сложилось: любит Кустурица Россию, а она его. Да и с Михалковым вроде тоже все взаимно. Поэтому фильм, который, кстати, выйдет в широкий московский прокат 17 июля, просто обречен на успех: мало того, что про Марадону «глазами Кустурицы», так это же еще и про футбол! А что нынче может быть для нас важнее футбола?

источник — http://www.drugaya.ru/content/doc1013.html

02.11.2007
Расколбас в натуре. К нам едет Горан Брегович
16 ноября в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» и 17-18 ноября 2007 года в зале «Дружба» в рамках IV Московского Международного фестиваля музыкального образования «MusicFest 2007» состоятся концерты легендарного балканского композитора Горана Бреговича и его Свадебно-Похоронного Оркестра

источник — http://www.drugaya.ru/content/doc911.html


28.06.2007
Время Кустурицы
На сцене «Опера Бастилия» прошла премьера панк-оперы «Время цыган», поставленной сербским кинорежиссером Эмиром Кустурицей. Это римейк его знаменитого фильма, отмеченного в 1989 году на Каннском кинофестивале. Но если для картины музыку написал Горан Брегович, с которым мэтр затем разругался, то нынешняя опера — сочинение трех других музыкантов, в том числе и его сына Штрибора.

источник — http://www.izvestia.ru/culture/article3105653/


27.06.2007
Никита Михалков подарил Эмиру Кустурице костюм
51-летний сербский режиссер Эмир Кустурица стал почетным гостем 29-го Московского международного кинофестиваля, открывшегося 21 июня в кинотеатре «Пушкинский» в столице России. На церемонию открытия Кустурица надел элегантный костюм, подаренный ему президентом фестиваля Никитой Михалковым, 61 год...

источник — http://gpu-ua.info/index.php?&id=169915&lang=ru



читать все новости »