фильмография биография
музыка фото
интервью пресса






Пресса / Комедия «Черная кошка, белый кот» (exler.ru)

Комедия «Черная кошка, белый кот» (Chrna macka, beli macor)

Черная кошка, белый кот Перед просмотром фильма я, как обычно, почитал критику. Вы знаете, что я люблю почитать критику, причем она никоим образом не влияет на мое восприятие фильма. Скорее, наоборот... Впрочем, на этот раз критика была довольно интересной и яркой. Еще бы. Ведь речь идет о самом Эмире Кустурице! Режиссере номер один в Европе. Человеке, которого называют "югославским Феллини". Кстати, я согласен со всеми этими утверждениями. Действительно - это один из первых европейских режиссеров. И действительно - его многое роднит с Феллини.

Поэтому перед критиками стояла нелегкая задача - создать рецензию на фильм такого именитого режиссера. Это же вам не какой-нибудь (имя для примера я так и не придумал)... Здесь нельзя написать просто: "в новой комедии режиссера Кустурицы вам рассказывают историю о том, как один бедный югославский цыган выдавал своего сына за сестру богатого югославского цыгана, и что из всего этого получилось". Так что критики пускались в долгие рассуждения о том, что на самом деле "Черная кошка и белый кот" - это трагедия, а вовсе не комедия. Почему? Да потому что в Югославии идет война, а у Кустурицы - веселая свадьба, где все пьют, танцуют, веселятся, а если и стреляют, то только в воздух и от чувств-с. Поэтому, рассуждают критики, данный фильм - прощание Кустурицы с Югославией. И именно поэтому фильм является драмой, а не комедией. И в определении жанра фильма так и пишут - "драма". Кайф полный! Я люблю критиков! Они такие непосредственные!

Ладно, бог с ней, с критикой. Поговорим сначала о сюжете...

Цыган Матко Дестанов (Байрам Северджан) - обычный прохиндей. Работать он не любит, а любит быстренько срубить денежек за счет какой-нибудь аферы, после чего спокойно валяется в тенечке, удобно устроившись в гамаке, попивает чего-нибудь алкоголесодержащее и играет в карты. Обычно Матко пробавляется мелкой спекуляцией - покупает у русских моряков бытовую технику и горючее с целью перепродажи. Но не всегда этот бизнес приносит желаемые барыши, потому что то Матко пытается обмануть моряков, то моряки обманывают Матко... (в фильме есть шикарный момент - Матко пробует губами дизельное топливо, которое он только что купил, с возмущением сплевывает на пол и орет: "Тьфу! Это же вода!")

Короче говоря, пытливую душу Матко не устраивает тот мелкий гешефт, которым он занимается. И тут один из его "деловых партнеров" (такой же прохиндей, как и Матко) присылает факс, предлагая Матко купить... а, всякую фигню, вроде двадцати цистерн с бензином. Матко загорается, как тот бензин, и начинает носиться по своим богатым родственникам и знакомым, с целью достать денег на эту сделку. Сначала он бежит к старому знакомому своего отца - дяде Гырге, где долго плачется на жизнь и жалуется, что с момента смерти отца (который, на самом деле, еще жив) никто не возьмет на себя заботу о нем. Дядя Гырга - хитрющий старый цыганский барон, который сколотил состояние на довольно темных делишках, поэтому он прекрасно понимает, что этой мелкой сошке - Матко - не видать этого бензина, как своих ушей. Но в помощи он не отказывает в память о "покойном" отце Матко. После этого Матко бежит к другому своему знакомому - бандиту, сколотившему состояние на наркотиках, который ему и предлолжил совершить на паях эту аферу с бензином.

Разумеется, с бензином Матко кинули по полной программе, а бандит в качестве уплаты долга требует, чтобы сын Матко (совсем молодой парень) женился на его сестре - карлице. Причем сын Матко любит другую - простую девушку, а карлица, несмотря на свой недостаток, вовсе не желает выходить замуж за первого встречного. Но Матко и бандит настроены решительно. Матко - потому что над ним тяготеет долг, а бандит - потому что он обещал своему умирающему отцу пристроить сестру замуж. Свадьбе даже не может помешать тот факт, что отец Матко внезапно умирает. Матко просто-напросто затаскивает его на чердак, обкладывает льдом и умоляет не разлагаться пару дней, чтобы они могли без помех справить свадьбу.

И тут начинается свадьба! Настоящая, народная, славяно-цыганская. Все это происходит в небольшом городке на берегу Дуная. Вокруг - шикарная природа, тусуются свиньи, обгладывая ржавые автомобили, едят и пьют цыгане и славяне, причем славяне выигрывают по части выпивки, а цыгане - по части танцев, и нет недостатка ни в самогоне, ни в закуске, ни в веселье. И гуляют они именно так, как и полагается гулять людям, понимающим толк в этих делах: с песнями, драками, примирениями, стрельбой, плясками, падениями в реку и всяческими развлечениями. Причем никому нет дела до молодых. Что молодые? Это только повод. Главное - гульнуть так, как будто ты это делаешь в последний раз.

Разумеется, все заканчивается хэппи-эндом. Как и каким - нет смысла рассказывать, потому что этот фильм обязательно надо посмотреть. А счастливым конец должен быть просто потому, что это действительно комедия. Комедия яркая, запоминающаяся, оригинальная, очень стильная, колоритная, но самое главное - очень близкая. Потому что мы тоже умеем гулять вот так - не задумываясь ни о чем, не вспоминая ни о каких проблемах, забывая о женихах, невестах, долгах, бандитах, умерших родственниках и даже войнах. Потому что если бы мы (и они) не умели так гулять, тогда можно было бы совсем свихнуться.

Кустурицу не зря называют "югославским Феллини". Потому что он так же, как и великий итальянский режиссер, умеет подбирать и показывать в своих фильмах потрясающе колоритных персонажей, которые не играют в фильмах, а живут в этих фильмах: радуются и печалятся, обманываются и обманывают, искренне надеются и лицемерят, словом, ведут себя как обычные люди со всеми присущими им недостатками.

В фильмах Кустурицы нет голливудской коммерческой расчетливости. В них нет "звезд", знаменитостей, кассовых актеров. Ему нет смысла привлекать внимание к своим фильмах какими-то известными актерскими фамилиями. Наоборот - в "Черной кошке, белом коте" в основном играют непрофессиональные актеры. Но, как я уже говорил, Кустурица умеет заставить их жить в своих фильмах, а не играть в них.

Мне очень понравился "Черная кошка, белый кот". И я считаю, что вы обязательно должны его посмотреть. Что говорите? Чем, спрашиваете, окончилась история с тем самым белым котом и черной кошкой? Разумеется, белый кот ее трахнул. Разве могло быть иначе? Я же сказал, что в этом фильме все заканчивается хэппи-эндом.

дата публикации: 23.05.2000
источник: exler.ru
ссылка: http://www.exler.ru/films/23-05-2000.htm


Я и Михалков - единственные два режиссера из Восточной Европы, на фильмы которых западный зритель покупает билеты

новости
02.12.2008
Кустурица снимет кино об Осетии?
Эмир Кустурица может снять документальный фильм об Осетии. Об этом сообщает сайт Iratta.com, по данным которого власти Северной Осетии достигли предварительной договоренности с режиссером

источник — http://Iratta.com

07.07.2008
«Жизнь как чудо» на ТВЦ
В пятницу, 11 июля в 23:55 на телеканале ТВЦ покажут «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы

источник — http://www.drugaya.ru/content/doc1023.html

18.03.2008
Группа «Чи-ли» сняла клип вместе с Эмиром Кустурицей
источник — http://www.newsmusic.ru/news_2_10154.htm

26.06.2008
Кустурица, футбол и ММКФ.
Фильмом закрытием юбилейного ММКФ станет «Марадона глазами Кустурицы»
Итак, 30-й юбилейный ММКФ закроется документальным фильмом Эмира Кустурицы о Диего Марадоне. Прошлый, 29-й, как известно, «Заветом» Кустурицы открывался, да и на нынешнем открытии тоже без балканского гения не обошлось. И «No Smoking Orchestra» играл, и Никита наш свет Сергеич Михалков лично Кустурицу за одежду «не по форме» пожурил и «братушкой» обозвал. Ну, вот так сложилось: любит Кустурица Россию, а она его. Да и с Михалковым вроде тоже все взаимно. Поэтому фильм, который, кстати, выйдет в широкий московский прокат 17 июля, просто обречен на успех: мало того, что про Марадону «глазами Кустурицы», так это же еще и про футбол! А что нынче может быть для нас важнее футбола?

источник — http://www.drugaya.ru/content/doc1013.html

02.11.2007
Расколбас в натуре. К нам едет Горан Брегович
16 ноября в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» и 17-18 ноября 2007 года в зале «Дружба» в рамках IV Московского Международного фестиваля музыкального образования «MusicFest 2007» состоятся концерты легендарного балканского композитора Горана Бреговича и его Свадебно-Похоронного Оркестра

источник — http://www.drugaya.ru/content/doc911.html


28.06.2007
Время Кустурицы
На сцене «Опера Бастилия» прошла премьера панк-оперы «Время цыган», поставленной сербским кинорежиссером Эмиром Кустурицей. Это римейк его знаменитого фильма, отмеченного в 1989 году на Каннском кинофестивале. Но если для картины музыку написал Горан Брегович, с которым мэтр затем разругался, то нынешняя опера — сочинение трех других музыкантов, в том числе и его сына Штрибора.

источник — http://www.izvestia.ru/culture/article3105653/


27.06.2007
Никита Михалков подарил Эмиру Кустурице костюм
51-летний сербский режиссер Эмир Кустурица стал почетным гостем 29-го Московского международного кинофестиваля, открывшегося 21 июня в кинотеатре «Пушкинский» в столице России. На церемонию открытия Кустурица надел элегантный костюм, подаренный ему президентом фестиваля Никитой Михалковым, 61 год...

источник — http://gpu-ua.info/index.php?&id=169915&lang=ru



читать все новости »