Кто такой Эмир Кустурица?

Самый известный режиссер бывшей Югославии родился в 1955 году. Награды за любительские фильмы, которые он снял еще в школе, позволили Эмиру попасть в FAMU — киношколу в Праге, а фильм «Герника» (Guernica), снятый на третьем курсе выиграл первый приз на кинофестивале в Карловых Варах в 1977 году. Сняв две ленты для телевидения Сараева «Невесты идут» (Nevjeste dolaze/The Brides are Coming), 1978, и «Буфет Титаник» (Buffet Titanic), 1980, он получил первый шанс снять полнометражный, художественный фильм в 1981 году. Его дебют оказался триумфом: «Вы помните Долли Белл?» (Sjecas lli se Dolly Bell?/Do You Remember Dolly Bell?). Фильм, получивший «Золотого Льва» в Венеции, рассказывает о подростках Сараево и первом знакомстве с поп-культурой в 1950-х годах. Во втором фильме, «Когда папа уехал по делу» (Otac na sluzbenom putu/When Father was away on Business), 1985, действие также происходит в Сараево, но по времени сдвинуто в 1948 год. Политика (ссора Тито со Сталиным) смешана с живописным портретом старых, семейных традиций, распадающихся с переменами.

Эмир Кустурица

«Золотая ветвь» Канн и номинация на «Оскара» в категории «лучший зарубежный фильм» утвердили Кустурицу как режиссера международного масштаба. Он отказался от ряда интересных предложений, чтобы снять «Время цыган» (Dom za vesanje/Time of the Gypsies), 1989, в своей узнаваемой, медленной манере — на производство ушло почти два года. Фильм выиграл приз за лучшую режиссуру в Каннах. Милош Форман пригласил его преподавать в Колумбийском университете Нью-Йорка. Оригинальный студенческий сценарий вскоре был превращен в «Аризонский сон» (Arizona Dream), 1993, снятый на французские деньги. Во время войны в Боснии, Кустурица занял сторону югославов, что сделало его «нежелательным» в родном Сараево. Кустурица сейчас живет в Парже и снимает европейские совместные постановки. Так в 1998 году вышел яркий и праздничный фильм на цыганскую тему с хэппи-эндом «Черная кошка, белый кот».




Новости про Эмира Кустурицу

1.11.2009
Горан Брегович снова приезжает в Москву

4 ноября в «Б1 Maximum» Горан Брегович и его «Свадебно-похоронный оркестр» снова привозит в Москву программу Alkohol, успешно презентованную прошлой весной в «Олипийском».

Символ лихого и задушевного балканского бита, спрос на который в нашей стране стабилен, как курс фунта стерлингов, Горан изначально был известен как автор музыки к лучшим фильмам Эмира Кустурицы. «Время цыган», «Аризонская мечта» и «Подполье» имели огромный успех, во многом благодаря мелодиям Бреговича. Но в 1998-м, после ссоры с режиссером, он собрал Weddings And Funerals Orchestra. Это разношерстная компания музыкантов, с академическим образованием и обыкновенных самородков, которые и в самом деле играли на свадьбах и похоронах.

Новый алкогольный альбом Бреге, как его называют друзья, состоит из двух частей. Первую — «Сливовицу» — полагается слушать под крепкие напитки. Вторую — «Шампанское» — нечто менее буйное и более утонченное. У нас маэстро собирается развести их по отделениям, так что зрителя ждет полновесный музыкальный спектакль. Плюс — фрагменты его скандальной оперы «Кармен с хэппи-эндом», и все кино-хиты от Kalashnikov до In The Death Car.

источник — Ваш досуг

28.10.2009
Эмир Кустрица сыграл продажного полковника КГБ

««Прощальное дело» (L'affaire Farewell) – фильм французского режиссера Кристиана Кариона о скандальном деле Фаруэлла. В 80-х годах французской разведке удалось завербовать советского полковника госбезопасности, этот удачный шаг нанес немало ущерба СССР. Есть даже мнение, что именно его деятельность во многом привела к падению Берлинской стены и дальнейшему краху Советской империи. По словам режиссера, играть продажного полковника последовательно отказались Никита Михалков и Сергей Маковецкий, а вот Кустурица согласился. Причем от любви к СССР.
Кристиан Карион: «В самом начале я обратился к влиятельному режиссеру и продюсеру Никите Михалкову, который кроме всего прочего еще и достаточно близок к российской власти. Я предложил ему главную роль. Он согласился и даже предложил стать сопродюсером фильма, но затем понял, что его собственные проекты не оставляют ему свободного времени.

Далее мой выбор пал на Сергея Маковецкого. Тот приехал в Париж для проб в гриме и костюмах. Когда же он отправился на такси в аэропорт Руасси, ему позвонил по телефону российский посол в Париже: "Сергей, вы - великий актер. Российский народ вас обожает. И он не поймет, почему вы играете предателя и поддонка. Подумайте, хорошенько подумайте". Прилетев в Москву, он заявил, что отказывается от роли ради спасения карьеры. Как, наверное, и Михалков. Тогдашний посол был одним из 47 дипломатов, которых Миттеран выслал из Франции в апреле 1983 года из-за дела Фаруэлла. Сейчас же он занимает пост министра культуры. Мне запретили любые съемки в России. До начала съемок оставалось шесть недель. Фильм был обречен.

Мне ничего не оставалось, как найти другого актера из Восточной Европы и снимать фильм за пределами России. Директор по кастингу посоветовала мне Эмира Кустурицу, который согласился, сказав мне: "Мой отец был коммунистом. Он никогда бы не допустил, чтобы этот идеал смешали с грязью. В сценарии есть фразы, которые мне нравятся: "В 1917 Россия жила еще в Средневековье. Сорок лет спустя мы отправили человека в космос". Так говорил мой отец».

Фильм «Прощальное дело» вышел в мировой прокат в сентябре 2009 года. Когда доберется до России пока неизвестно.

источник — Kusturica.ru

15.10.2009
Эмир в борьбе за мир

«Всемирно известный», «скандально знаменитый», «неподражаемо талантливый» - и это всё о нём. Удостоенный лестных эпитетов и громких титулов сербский кинорежиссер Эмир Кустурица прибыл во Владикавказ. На счет «титулов» - громче не бывает: взять хотя бы две «золотые пальмовые ветви» Каннского фестиваля - кроме Кустурицы, дважды этот почетнейший приз получали только четверо из мировой режиссерской плеяды. Любовь к кинематографу в Кустурице прекрасно уживается с увлечением рок-музыкой, доказательством чему стал концерт во Владикавказе 8 октября, который признанный мэтр дал вместе с группой «No smoking». Однако искусство - искусством, а политика - политикой. Поездка на «проблемный» российский Юг для Эмира не обошлась без политической составляющей: не зря же слова «Юг» и «Югославия» - однокоренные. Впрочем, было в маршруте Кустурицы и еще одно «южное» направление - прямо из Владикавказа он отправился в Южную Осетию. - Я признаю независимость этой республики, - заявил Эмир Кустурица на пресс-конференции во Владикавказе, которую, между прочим, вел депутат парламента РСО-А Борис Кантемиров, - обособление Южной Осетии от Грузии - этого американского форпоста нарушает планы американцев. И чтобы не дать внешним силам распоряжаться судьбами целых государств, как это случилось с моей родной Югославией, мы должны сохранять свою культуру, ценить самобытность народных традиций. Каждый из нас должен быть частью той нации, в которой родился: нельзя ориентироваться в самоопределении на «небоскреб». Заокеанский «небоскреб», точнее, Белый Дом, в начале девяностых инициировал войну на Балканах. Дом семьи Кустурицы в городе Сараево был разрушен, после чего отец режиссера Мурат Кустурица умер от сердечного приступа. Трагические события тех лет не могли не отразиться на творчестве Эмира Кустурицы, и в 1995 году на экраны вышел фильм «Андеграунд», в котором Эмир связал прошлое своей страны с эпизодами новейшей истории. Сейчас, спустя четырнадцать лет, сербский режиссер намерен создать киноленту о Южной Осетии. - Тема Южной Осетии мне очень интересна, - признался Эмир, - я хочу увидеть своими глазами этот край и узнать как можно больше о самом конфликте. Что касается родных для Кустурицы Балкан, то, по словам Эмира, «на Балканах война по большому счету идет до сих пор». Продолжается она и на Северном Кавказе: заранее спланированные теракты, вылазки бандформирований, спецоперации силовиков... У двух этих регионов, кстати, много общего: и там, и здесь ощутимо влияние «небоскреба» по принципу «разделяй и властвуй». И там и здесь - попытки стравить между собой конфессии, этносы, идеологии... К счастью, не только трагические последствия заокеанского «кураторства» объединяют оба живописных края: похожи они укладом, менталитетом и, по выражению Кустурицы, «энергичной подвижной жизнью». Сходство между Кавказом и Балканами дает право киномэтру предостеречь жителей нашего региона от ошибок его собратьев. О распаде Югославии Кустурица скорбит до сих пор, и хотя этой страны на карте больше нет, он демонстративно продолжает называть себя «югославом», за что нередко подвергается нападкам со стороны американо-европейского сообщества. Своим политическим взглядам культовый режиссер всегда готов придать публичность: так, в 2007 году на парламентских выборах в Сербии Эмир Кустурица безоговорочно поддержал правую Демократическую партию, известную своей антиамериканской риторикой. Чуть позже он вместе с другими сербскими деятелями культуры принял участие в акции против отделения края Косово от Сербии. Кое-кто, впрочем, на пресс-конференции с Эмиром недоумевал: если г-н Кустурица против косовского сепаратизма, почему же он поддерживает выход Южной Осетии и Абхазии из состава Грузии? Ведь в обоих случаях, по большому счету, политический акт один и тот же - назовем вещи своими именами? Наверное, со стороны Кустурицы это «наш ответ Керзону»: маленькая месть ненавистному «небоскребу». И одновременно - вклад в борьбу за другой мир - многополярный и многоукладный, без решающего голоса заокеанского «хозяина» и экспорта западной демократии, без взрывов и стрельбы, страданий и крови. В борьбу за мир, короче говоря.

источник — Эмир в борьбе за мир - http://sknews.ru/main/26634-yemir-v-borbe-za-mir.html

10.10.2009
Эмир Кустурица стал призером липецкого кинофестиваля

В Липецке прошел фестиваль спортивных фильмов «Атлант», правда не все лауреаты кинофестиваля получили свои призы. Среди "обиженных" - Эмир Кустурица - ему награду присудили, но не дали. Сам виноват - не приехал Кустурица в Липецк. Но и он без липецкой статуэтки не останется, она ему будет отправлена по почте как победителю в номинации «Спорт и личность» за фильм «Марадона».

источник — Риа Новости - http://www.rian.ru/

6.10.2009
Кустурица готов запустить ботинком в Клинтона

Известный сербский режиссер и музыкант боснийского происхождения Эмир Кустурица считает, что экс-президент США Билл Клинтон заслуживает, чтобы в него запустили ботинком, так как он сыграл ключевую роль в решении о бомбежках Союзной Югославии в 1999 году. Отвечая на вопрос журналиста одного из ростовских СМИ, в кого бы он запустил ботинком, режиссер ответил: «В Билла Клинтона. Потому что он бомбил мою страну». «Только в него», — добавил Кустурица на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, где он находится с гастролями своего No Smoking Orchestra.

источник — Риа Новости - http://www.rian.ru/

02.12.2008
Кустурица снимет кино об Осетии?

Эмир Кустурица может снять документальный фильм об Осетии. Об этом сообщает сайт Iratta.com, по данным которого власти Северной Осетии достигли предварительной договоренности с режиссером.

Переговоры прошли в московском клубе «Б1 Maximum», в котором Кустурица со своей группой No Smoking Orchestra давал концерт. С режиссером встречался постпред Северной Осетии при президенте РФ Александр Тотоонов.

Сценарий будет основан на материалах, подготовленных журналисткой Фатимой Салказановой. О чем именно будет идти речь в фильме, не уточняется. Кустурица и представители Осетии должны продолжить переговоры в ближайшее время.

Фильмы Кустурицы получали призы на фестивалях в Берлине, Канне, Венеции и Карловых Варах, а в 1996 году «Папа в командировке» (When Father Was Away on Business / Отац на службеном путу) номинировался на «Оскар».

На данный момент в фильмографии Кустурицы есть две документальные ленты: «8 суперисторий» (Super 8 Stories / Супер 8 Прича, 2001), где рассказывается о No Smoking Orchestra, и «Марадона» (Maradona, 2008).

источник — http://Iratta.com


07.07.2008
«Жизнь как чудо» на ТВЦ

Когда-то Кустурица был для нас очень родным, но все-таки немного далеким. За последние годы стал совсем свой: его фильмы то открывают, то закрывают ММКФ, его «некурящий» оркестр регулярно радует московскими гастролями, да и друг Брегович Россией не брезгует. Иногда кажется, что, даже когда он в Сербии, все равно немного с нами: то в новостях поселится, то рекламу какую снимет. Вот и сейчас: только ММКФ закончился, а уже 17 июля в московский прокат выходит «Марадона глазами Кустурицы». Неизвестно, приурочен нынешний показ «Жизнь как чудо» к этим событиям, или просто так совпало. В любом случае, спасибо.

Этот фильм ждали целых шесть лет. Картина вышла в 2004, а предыдущая — «Черная кошка, белый кот» аж в 1998. На премьеру реагировали по разному: кто-то сильно разочаровывался и говорил о самоповторении, кто-то сдержанно признавал одновременно и скучноватость, и гениальность творения, остальные, в основном, радовались: «Ведь, это ж Кустурица!» Правда, Канская ветвь фильму так и не досталась. К слову сказать, вышедшому в прошлом году «Завету» пришлось гораздо хуже — тут уж «мочили» от души (к несчастью, заслужено).

На мой вкус, «Жизнь как чудо» — это хоть и «поздний» Кустурица, но вполне еще удачное кино. Несмотря на некоторые затянутости, это именно тот Кустурица, что так дорог моему сердцу: с оркестром, номерами, смешными бандюганами, со всей этой его балканской свистопляской. Почти как в «кошках и котах», только тут немного побольше романтизма и подлинного трагизма. Плюс очевидные политические конотации, плюс остро-социальный, почти шекспировский сюжет.

Забытый полустанок — маленький остров в большом мире. Чудак-инженер Лука, полусумасшедшая жена и сын, которому хочется играть в футбол, а придется воевать. И вдруг любовь: между православным нашим Лукой и мусульманской девушкой Сабаха.

Фирменная, «от Кусты», шутовская свистопляска довольно тонко переплетена с серьезными проблемами. На острых контрастах: тут война и тут же любовь, причем совершенно сказочная, тут праздники, пляски, и тут же смерть... Собственно, соглашусь с умеренными: пусть «поздний», но Кустурица. Вполне приятный способ с пользой и смыслом провести пятничный вечер. Перед телевизором.

автор — Иван ДЕНИСОВ
источник — http://www.drugaya.ru/content/doc1023.html


18.03.2008
Группа «Чи-ли» сняла клип вместе с Эмиром Кустурицей

Традиционно, уже не первый год, группа «Чи-ли» встречает весну новой песней. Новый хит «Любовь — это яд!» войдет в альбом «Сделано в ЧИЛИ», релиз которого намечен на конец апреля этого года.

Сценарий клипа написан на основе произведения великого О?Генри «Дары волхвов». Гениальный Эмир Кустурица пригласил группу сделать эту работу совместно на балканских землях, а именно в Черногории, — земле прекрасной и загадочной. Все эти составляющие, приправленные солеными брызгами Адриатического моря, пьянящими закатами, горы объединенные на горизонте с облаками, колорит местных жителей, их самобытность и уникальность стилистики на съемочной площадке и красоты костюма- все это любовно-эмоциальный весенний коктейль с названием «Любовь-это яд!»

«Это бесконечно красивая страна, непредсказуемая. Клип снимали на одном дыхании. Я не могла оторвать взора от пейзажей. появилась уверенность и сильное объединяющее желание сближения со всем миром, желание пропагандировать единственную абсолютную ценность во вселенной — любовь», — комментирует происходящее Ирина.

Действие происходит в балканской деревушке. Наши герои влюблены, и готовы на все друг для друга. Героиня, обладательница прекрасной рыжей шевелюры, решает продать свои волосы, чтобы купить цепочку для часов любимого. Роль «любимого» досталась местному актеру. Он красив и мужественен. Он же, продав часы, дарит ей гребень для волос. В этом интрига и красота картинки, переданная оператором Владом Опельянцем.

Красоту картинки дополняют предметы местного колорита. Прекрасный раритетный автомобиль был временно экспроприирован у местного коллекционера на время съемок, а домашнюю обстановку нашей героини украшают мимозы, с любовью подаренные Женей Отрадной, чьи съемки проходили в тех же краях днем раньше.

Не обошлось и без курьезов. Хотя роль главного героя досталась местному профессиональному актеру, все внимание было сфокусировано на уже немолодом, но очень колоритном черногорце. Когда он появился на съемочной площадке, в толпе тут же пронесся слух, что это бывший знаменитый киллер, который уже отсидел в тюрьме за свои преступления, а теперь не имеет ни определенного занятия, ни места жительства, свободный художник и просто местная достопримечательность. Правда, на бомжа пожилой красавец не был похож, он был облачен в прекрасный костюм и пах дорогим одеколоном, а на его пальцах сверкало несколько драгоценных камней.

Когда Ира, известная любительница кошек, отправилась прогуляться на площадь, где эти кошки собираются в неисчислимом количестве, бомж-киллер отправился ее сопровождать, нежно поддерживал на крутых спусках и даже целовал певице руки, когда та останавливалась насладиться весенним солнцем. Продюсеры и вся съемочная группа были не на шутку шокированы таким вниманием к российской звезде со стороны представителя черногорского криминального мира, всячески пытаясь на корню пресечь зарождающиеся отношения. И хотя поклонник был весьма настойчив, его уголовное прошлое все же победило. Заметив на его пальцах перстни со сверкающими самоцветами, режиссер попросил их ненадолго одолжить для съемки сцены с участием Сергея. Пять колец были одеты на пальцы музыканта, а после съемки возвращены владельцу, который потребовал ...вернуть еще и шестой перстень с самым большим и дорогим бриллиантом. Естественно, никто на «разводы» жулика не повелся, а искорка нежных чувств между певицей и вымогателем угасла сама собой...

источник — http://www.newsmusic.ru/news_2_10154.htm


26.06.2008
Кустурица, футбол и ММКФ.

Фильмом закрытием юбилейного ММКФ станет «Марадона глазами Кустурицы»

Итак, 30-й юбилейный ММКФ закроется документальным фильмом Эмира Кустурицы о Диего Марадоне. Прошлый, 29-й, как известно, «Заветом» Кустурицы открывался, да и на нынешнем открытии тоже без балканского гения не обошлось. И «No Smoking Orchestra» играл, и Никита наш свет Сергеич Михалков лично Кустурицу за одежду «не по форме» пожурил и «братушкой» обозвал. Ну, вот так сложилось: любит Кустурица Россию, а она его. Да и с Михалковым вроде тоже все взаимно. Поэтому фильм, который, кстати, выйдет в широкий московский прокат 17 июля, просто обречен на успех: мало того, что про Марадону «глазами Кустурицы», так это же еще и про футбол! А что нынче может быть для нас важнее футбола?

И, тем не менее, фильм обещает быть, правда, очень интересным. Эмир Кустурица в документалистику пришел не просто так — похоже, что пришел он делать новое документальное кино: экспрессивное, эмоциональное, почти художественное. Картина о взлетах и падениях, о кумирах, о футболе, о кокаине, о революции. Глубоко концептуальная: семь частей — семь смертных грехов. Поют все: чудесный Ману Чао, Эмир Кустурица, и даже сам Диего Армандо Марадона.

Премьера картины состоялась относительно недавно — только не на Московском, а на Каннском фестивале. Там Кустурица и Марадона, радостно пиная футбольный мячик, продемонстрировали всему миру гротескную разницу в росте и крепкую мужскую дружбу. Собственно, фильм должен быть таким же: искренним, романтичным, идеалистичным — ведь не будь этой дружбы, не было бы и фильма. Но главное, после прошлогоднего «Завета», очень хочется надеяться, что он окажется хорошим.

автор — Катя ПЧЕЛКИНА
источник — http://www.drugaya.ru/content/doc1013.html


02.11.2007
Расколбас в натуре. К нам едет Горан Брегович

16 ноября в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» и 17-18 ноября 2007 года в зале «Дружба» в рамках IV Московского Международного фестиваля музыкального образования «MusicFest 2007» состоятся концерты легендарного балканского композитора Горана Бреговича и его Свадебно-Похоронного Оркестра

Он написал музыку к лучшим фильмам Кустурицы, он очень любит Югославию, (хоть ее и нет уже), но живет в Париже (где Югославии уж точно нет). Он носит белый костюм и чудесно улыбается. Про него говорят, что «он продал душу дьяволу, чтобы стать проводником балканской культуры на Западе», и что именно он на пару с Кустурицей ввел моду на «цыганщину», которая до сих пор толком не прошла, а, напротив, привела, например, к моде на румынское кино.

В общем, вы поняли: к нам приезжает Горан Брегович. И это уже не первый его визит в Москву — любовь у нас с восточноевропейскими братьями исключительно взаимная (Кустрица совсем как на работу стал в Россию ездить, да еще в любви к Никите Михалкову публично признался). Рассказывать вам о том, чего ждать от концерта Бреговича, как-то скучно, все итак все знают и понимают: праздника, радости, расколбаса, суперпрофессионального исполнения, драйва — ну, в общем, того же, чего и от любого хорошего концерта. Интереснее другое…Не знаю, как в Европах, но у нас «мода на цыганщину», очевидно, переросла в моду на «этнический расколбас» — в этом плане отчаянно зажигают украинские группы, ну и немного молдаване с белорусами.

Однако при всей своей очевидной популярности у народонаселения — можно сильно не задумываясь, сходу назвать десяток другой групп, которые «как Брегович» (разной, впрочем, степени приятности), — процветает вся эта «радость» в основном в клубах, то есть, выражаясь умным языком, вне «медийного пространства». Хотя в медийное тоже что-то попадает, но обычно далеко не на первый план. А происходит это, на мой взгляд, не только потому, что все, как известно, гады, но и потому, что «расколбас» — это такая спокойно-хорошая вещь. Это никогда не будет суперпопулярно, с одной стороны, и всегда востребовано — с другой. Потому что иногда хочется, чтобы было просто хорошо и весело, безо всяких смысловых нагрузок, музыкальных диссонансов и даже без особой гениальности. Но при этом круг людей, которым просто хорошо под среднестатистическую попсу быть не может, еще не выродился. А «цыганщина» и, наверное, еще латино — это то, что всех или почти всех мирит: и эстетов, и обычных, и каких угодно.

К чему я все это? А к тому, что ни против «моды на цыганщину», ни против «подделок» под Бреговича я совсем ничего не имею, даже наоборот. А про Бреговича… ну, что про него говорить? Конечно пойду и вам советую.

автор — Катя ПЧЕЛКИНА
источник — http://www.drugaya.ru/content/doc911.html


28.06.2007
Время Кустурицы

На сцене «Опера Бастилия» прошла премьера панк-оперы «Время цыган», поставленной сербским кинорежиссером Эмиром Кустурицей. Это римейк его знаменитого фильма, отмеченного в 1989 году на Каннском кинофестивале. Но если для картины музыку написал Горан Брегович, с которым мэтр затем разругался, то нынешняя опера — сочинение трех других музыкантов, в том числе и его сына Штрибора.

Кустурица привел на парижские подмостки цыганский табор — с его страстями, танцами, кражами, разборками, гадалками, попрошайками, карликами, инвалидами, акробатами, мальчишками, а также с гусями, индюшками и прочей живностью. Все они — герои трагикомической панк-оперы, повествующей о романе молодого цыгана Перхана и его подруги Азры. «Либо нет любви, либо нет денег», — вздыхает цыган. Чтобы подзаработать грабежом, он уезжает в Италию, где погибает в потасовке, а его возлюбленная умирает во время родов.

Вся история изложена в песнях, исполняемых на цыганском языке под аккомпанемент двух оркестров — Garbage Serbian Philarmonia и No Smoking Orchestra. Время от времени на сцену проецируют кадры из «Таксиста» Скорсезе или из документальной ленты Кустурицы «Марадона», которая выйдет на экраны в 2008 году.

«Мы шли на большой риск, поставив „Время цыган“, — говорит директор Парижской оперы Жерар Мортье, имеющий репутацию авангардиста-реформатора. — Но я пошел на него по двум причинам. Во-первых, я обожаю Кустурицу, а во-вторых, я стремлюсь привлечь в оперу широкую публику». Игра стоила свеч, после премьеры зрители стоя устроили овацию. «Кустурица взял Бастилию», — пишет газета «Фигаро», называя спектакль «вулканическим».

«Фильм, конечно, повлиял на оперную постановку, — признает Кустурица, — но это совсем не его копия. Театр живет по другим законам. И „Время цыган“ скорее мюзикл. Сцена для меня похожа на цирк, где артисты ставят на карту свою жизнь. Да и сам постановщик может пожертвовать головой… В жизни любого режиссера бывают моменты, когда все вокруг — и особенно критики — говорят ему: „Хватит!“. Мне кажется, что „Время цыган“ — вершина моего музыкального творчества. И, как хороший боксер, я обещаю уйти со сцены до того, как меня отправят в нокаут».

Тем более режиссеру есть куда ретироваться. Как бы ни сложилась его дальнейшая карьера, Кустурица останется «самопровозглашенным» мэром Кюстендорфа (в буквальном переводе — «деревня искусств»), деревни в Сербии, которую он выстроил три года назад для съемок фильма «Жизнь как чудо». «Я больше не верю в демократию, — говорит Эмир, который в 2005 году принял православие, чтобы „вернуться к своим корням“. — Я сам выбираю граждан для Кюстендорфа и организую нашу деревенскую жизнь с позиций антиглобализма. Мы занимаемся искусством и заботимся об экологии».

После Парижа Кустурица покажет «Время цыган» в Валенсии. В дальнейшем Жерар Мортье намерен организовать турне панк-оперы и привезти ее, в частности, в Нью-Йорк. Окажется ли в гастрольных планах столь любимая Кустурицей Москва, пока неизвестно.

автор — Юрий КОВАЛЕНКО
источник — http://www.izvestia.ru/culture/article3105653/


27.06.2007
Никита Михалков подарил Эмиру Кустурице костюм

51-летний сербский режиссер Эмир Кустурица стал почетным гостем 29-го Московского международного кинофестиваля, открывшегося 21 июня в кинотеатре «Пушкинский» в столице России. На церемонию открытия Кустурица надел элегантный костюм, подаренный ему президентом фестиваля Никитой Михалковым, 61 год.

— Да он приехал, как бомж! — объясняет Михалков. — Нельзя же в военном костюме на открытие!

В Москву Кустурица прилетел из Парижа с женой Майей и сыном Стрибором. Режиссер готовил там постановку панк-оперы «Время цыган». Ее премьера на этих выходных состоялась в театре Опера Бастилии.

Серб вручил на фестивале первый приз Московского кинофестиваля «За вклад в киноискусство». Кустурица наградил «Золотым Георгием» актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова, снимавшихся в картине «Летят журавли». В этом году фильму исполняется 50 лет. Это — первая советская лента, получившая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Зрителям Московского фестиваля показали новую ленту Эмира Кустурицы «Завещание». В мировом прокате фильм будет называться «Пообещай мне это». На него серба вдохновила японская сказка.

— Дед дает задание внуку поехать в город, продать корову, привезти икону и найти себе невесту, — пересказывает режиссер сюжет.

На нынешнем Каннском фестивале эту ленту назвали самым смешным фильмом.

— «Завещание» — это мой личный поклон Александру Довженко, — говорит Кустурица.

Впрочем, серб считает Довженко российским режиссером. А современные кинофестивали он называет показами мод.

— Я и Михалков — единственные два режиссера из Восточной Европы, на фильмы которых западный зритель покупает билеты, — похвастался он в Москве.

В планах Кустурицы — снять ленту о России. Два года назад он принял православие, взяв имя Неманья. Родители Кустурицы -мусульмане.

На Московском кинофестивале показывают 200 фильмов. Украину на нем представляет лента одесситки Евы Нейман «У реки». Грузию — «Российский треугольник» с Константином Хабенским в главной роли. Снимали фильм в Киеве. Фестиваль завершится 30 июня.

автор — Иван СТОЛЯРЧУК
источник — http://gpu-ua.info/index.php?&id=169915&lang=ru


22.06.2007
Кустурица собирается снимать кино в России

Новый фильм Эмира Кустурицы «Завет» открыл Московский международный кинофестиваль, который в 29-й раз на несколько дней превратит летнюю Москву в столицу мирового кинематографа. Режиссер, несмотря на катастрофическую занятость, прибыл на показ своей картины и рассказал журналистам, что с Россией его связывает не только участие в ММКФ.

«Я специально привез свой фильм в Москву, потому что считаю, что у российского и сербского кино одни корни, — заявил почетный гость фестиваля на пресс-конференции. — Еще когда я учился в Праге, своих идолов я находил в российском кино. „Завет“ — это мой личной поклон Довженко». Режиссеру нередко случается бывать в России, в которой у него много друзей и которую он называет «землей учителей, страной Достоевского и Чехова».

Представленный в Москве фильм автор называет «красивой сказкой со счастливым концом». «В ее основе очень простая идея: дед дает завет внуку — продать корову, привезти икону и найти себе невесту, — говорит Кустурица. — Это, конечно, сказка, но этот жанр, как мне кажется, может подсказать выход людям из трудного сегодняшнего положения». Такое кино, по его словам, является «самым большим вкладом в психотерапию». «Говорят, что 70% душевнобольных вылечивает музыка Моцарта. Я, конечно, не Моцарт, но иду по этому же пути», — смеясь, заявил Эмир Кустурица.

На вопрос, какой фильм он снял бы о Москве, режиссер ответил: «О старой Москве. О ее куполах. Мне иногда кажется, что Москву строил пьяный кондитер». Из современных российских коллег ему наиболее симпатичны Звягинцев, Михалков и Сокуров, однако он очень озабочен судьбой авторского кино, которое вытесняется шоу-бизнесом. «Нам необходима защита. Раньше функции защиты выполняли фестивали. Сегодня фестивали уже не те. Сегодня они похожи на показы мод: есть зимняя коллекция фильмов, есть летняя…» — сетует Кустрица.

Однако все это не мешает творческим планам, которых у режиссера громадье. Двадцать шестого июня в Париже состоится премьера оперы по сюжету фильма «Дом для повешенных», в программе которой Кустрица значится постановщиком. А вернувшись с театральных подмостков на съемочную площадку, он начнет два новых кинематографических проекта, один из которых будет сниматься в Мексике, а второй — в России.

источник — http://www.utro.ru/articles/2007/06/22/657612.shtml


21.06.2007
Хеппи-энд по Кустурице

Сегодня в киноцентре «Октябрь» прошла пресс-конференция сербского режиссера Эмира Кустурицы, фильмом которого «Завет» откроется сегодня вечером 29?й Московский кинофестиваль. Кустурица признался в любви к ММКФ и российской киношколе, рассказал о планах снять свой новый фильм в России, а также выразил опасения, что авторское кино находится на грани исчезновения, а современный кинематограф все больше напоминает модные показы с их летними и зимними коллекциями.

Пресс-конференция Эмира Кустурицы, который сам себя именует режиссером из Югославии, стала первым мероприятием в рамках 29?го ММКФ. Количество желающих увидеть режиссера явно превышало количество мест в зале, и люди сидели практически друг у друга на головах, а некоторые целый час слушали знаменитого серба, стоя в проходе. Кустурица жмурился от вспышек фотокамер и отвечал на вопросы московской публики.

Для начала режиссер выразил восхищение российской киношколой: «Я отдавал фильм специально на Московский кинофестиваль, потому что считаю, что у российского и сербского кино общие корни. Еще когда я учился в Пражской киношколе, своих идолов кино я находил именно в российском кинематографе. А фильм-открытие „Завет“ — это мой частный поклон Александру Довженко».

Новый фильм, по словам режиссера, рассказывает о людях, которые живут вне города, а потому находятся в совершенно другой идеологии, других координатах. «Я думаю, что кино сегодня, если судить по темам, которые в нем освещаются, и по тому, как оно снимается, производится так же, как, например, одеколон. То, как меня учили снимать кино, сегодня уже забыто. Поэтому я хотел снять фильм по максимально простой идее. Эта история происходит в запущенном сербском селе, где дед дает внуку задание выполнить три обещания — поехать в город и продать корову, купить икону и найти себе жену», — рассказал режиссер.

На вопрос, возможен ли такой сказочный карнавальный сюжет в постсоциалистической реальности, которая отражена в фильме, Кустурица ответил, что только жанр сказки может подсказать человеку выход из положения. «Думаю, не только украинский или сербский зритель может узнать в фильме окружающий его мир, но и все жители постсоветского пространства. Потому что сейчас многие постсоветские страны проходят переломный этап — перелома в душе, поворота к материальным ценностям. Не исключено, что проблемы у нас одинаковые».

«Место, где снимался „Завет“, очень похоже на то, где я сам живу. Это кино — вклад в терапию. Ведь киноискусство — это вклад в улучшение человечества. Люди должны стать лучше, чище, испытать прекрасные ощущения. И в этом смысле режиссер — это психотерапевт», — добавил он. 

Про исполнителя главной роли Уроша Милановича было сказано, что вначале он не демонстрировал особого актерского таланта. «Зато когда он попал в мое магнитное поле, то начал играть. Потому что я применяю методы гипноза, разные своеобразные наркотики», — пошутил Кустурица.

Те, кто уже видел «Завет», довольны. Герой вечера рассказал, что когда Никита Михалков впервые посмотрел фильм, то был счастлив, что в конце написано happy end. Хотя, по мнению Кустурицы, в реальной жизни хеппи-энд случается редко: «Сама идея — это просто рекомендация людям, которые могут сами искать свой личный хеппи-энд».

«Сейчас люди в Сербии распяты между идеей архетипа и поиском чего-то нового. Я попытался в фильме показать хеппи-энд как возможность группового катарсиса. Легко заметить, что плохих героев в фильме не осталось, их всех поубивали. Потому что это необходимо. В кино».

Кустурица признался, что он с большим бы удовольствием снимал в России, и здесь ему не помешало бы даже скромное знание русского языка. «Потому что диалог в кино — это не самое важное. Важно ощущение атмосферы страны. Особенно сейчас, когда грани в кино очень размыты, и непонятно, что такое кино. Мне кажется, сейчас можно экранизировать даже телефонный справочник».

Современный кинематограф Кустурице напоминает модные показы с их летними и зимними коллекциями. По его словам, количество хороших режиссеров сейчас ничуть не меньше, чем в годы расцвета кино после Второй мировой войны, просто Голливуд пытается всячески это скрыть. «Когда три года назад я был председателем жюри на Каннском кинофестивале, мне показалось, что происходящее — это просто конец авторского фильма. Но сумел увидеть два-три фильма достойных. Если кино сведется к модному шоу, то возникнет вопрос, будет ли авторское кино существовать», — беспокоится режиссер.

На ближайшее будущее у Кустурицы запланировано два проекта: «Один о мексиканской революции. О втором проекте не могу говорить детально. Но, возможно, буду снимать его в России».

автор — Анастасия Малахова
источник — http://www.expert.ru/articles/2007/06/21/kusta


13.03.2007
Эмир Кустурица начал продавать соки «Саддам» и «Фидель»

Известный кинорежиссер Эмир Кустурица запустил в Сербии производство новой линии фруктовых соков, которые будут носить имена мировых лидеров, таких как Саддам Хусейн и Фидель Кастро, сообщает France Presse со ссылкой на сербскую газету Glas.

По данным газеты, Кустурица, открывший маленькую фабрику по производству соков, изначально планировал производить их лишь для посетителей построенной им в городе Мокра Гора этно-деревни Дрвенград (Drvengrad), однако теперь планирует более широкое распространение продукта.

Сок будет продаваться в маленьких зеленых бутылках, на которых помимо Хусейна и Кастро будут также портреты латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары, бывшего югославского диктатора Иосипа Броз Тито, звезды аргентинского футбола Диего Марадоны и самого Эмира Кустурицы.

Как пишет газета, Че Гевара появится на бутылках с малиновым, Кастро — с ежевичным, Тито — с черничным, а сам Кустурица — с клубничным соком.

источник — http://www.cultradio.ru/doc.html?id=111234&cid=44


20.02.2007
Сербский режиссер Эмир Кустурица отменил свой визит в Израиль в связи с плохим самочувствием, сообщает ynet. Создатель всемирно известных фильмов («Время цыган», «Аризонская мечта», «Андеграунд», «Черная кошка, белый кот») должен был прилететь в Израиль сегодня утром по приглашению сербского посольства в Израиле. Планировалось, что Кустурица примет участие в мероприятиях по случаю Международного дня Сербии и встретится с израильскими кинематографистами.

В конце прошлой недели представители режиссера сообщили, что Кустурица «будет вынужден отменить свой приезд в Израиль по совету врачей».

Как сообщает «Гаарец», в настоящее время Кустурица госпитализирован для прохождения обследований.

источник — http://www.newsru.co.il/rest/18feb2007/kusturiza.html


31.01.2007
Премия Джона Темплтона за лучший европейский фильм 2006 года была присуждена картине «Грбавица», который рассказывает о судьбе женщины, подвергшейся насилию во время войны в Боснии в 1990-е годы.

«Грбавица» — режиссерский дебют Ясмилы Жбанич. Главную роль мусульманки Эсмы психологически точно сыграла сербская актриса Мирьяна Каранович, известная по фильмам Эмира Кустурицы. Ее по-человечески обаятельная героиня носит в себе мучительную тайну, которую до поры пытается скрыть от дочери: в военном лагере Эсму многократно насиловали, после чего она родила ребенка — ту самую девочку Сару, на протяжении фильма пытающуюся узнать, кем был ее отец.

источник — http://www.religare.ru/article36778.htm