Горан Брегович — сербский композитор. Родился в 1950 году в городе Сараево. В 1974 году создает группу Bijelo dugme, в 1977 году дебютирует в кино. Несколько последующих лет Брегович является бессменным композитором фильмов Эмира Кустурицы: «Время цыган», «Аризонская мечта», «Андеграунд» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля). Сыскав славу в фильмах югославского киногения, Брегович гастролирует по Европе, собирая все новые группы и выпуская свежие альбомы.
Брегович написал музыку к таким фильмам, как «Королева Марго», «27 украденных поцелуев», «Дорога в Ад», «XXL», «Турецкий гамбит».
- Господин Брегович, коронный вопрос: как вам работалось с Кустурицей?
- Да в общем-то, нечего рассказывать, с Кустурицей я уже 10 лет не работаю. Почему? Мы ведь раньше 10 лет сотрудничали вместе.
- Начиналось ваше сотрудничество еще в рок-группе "Бьело дугме" ("Белая пуговица")?
- Ну, это совсем давно было, еще до войны. Самое тесное сотрудничество было, когда снимали "Время цыган" и "Андерграунд". Но потом все, этот союз исчерпал себя. Даже если десять лет вы живете с Наоми Кэмпбел... (смеется)
- Верно ли, что именно фильмы Кустурицы сделали вашу музыку популярной за пределами Балкан?
- Не думаю, что это действительно так. Посмотрите, сколько существует разных композиторов и музыкантов, в том числе и совсем бездарных или очень странных, и у них у всех есть своя аудитория, свои слушатели. Вот, к примеру, Арво Парт - это и музыкой назвать сложно, но есть люди, которые слушают его. Диски с моей музыкой, написанной автономно от Кустурицы, продаются по всему миру - и в Европе, и в Австралии, и в Японии, поэтому я не думаю, что без фильмов Кустурицы меня бы не было как композитора.
- Насколько для вас важна популярность, известность?
- Знаете, я никогда не ставил себе цели быть на самой вершине, в топах, на MTV. Ведь помимо той музыки, которую крутит MTV, есть еще целые музыкальные вселенные - этническая музыка, например.
- Состав ваших оркестров всегда очень необычный. Где вы находите всех этих совершенно разных людей?
- Я очень много гастролирую и даю не меньше ста концертов в год в самых разных странах и с разными проектами. Так, во время поездок я и нахожу людей, которые играют со мной. В составе "Свадебно-похоронного оркестра" есть неграмотные люди, люди, которые даже читать и писать не умеют, а есть очень образованные - профессора и музыканты-профессионалы.
У меня есть несколько составов моего оркестра. Тот, с которым я гастролирую с "Кармен" и с которым приехал в Россию, - это малый состав. А есть еще большой оркестр.
- Каково ваше отношение к происходящему сегодня на Балканах, в странах бывшей Югославии?
- Сербия - это такое место, где ты всегда должен быть готов к плохим новостям. Я думаю, все в истории происходит циклично, все повторяется. Сейчас, например, на Балканах опять наступает фаза энтузиазма.
- Сколько времени вы проводите в Сербии?
- Я по-прежнему живу в Белграде и много времени провожу дома, хотя работаю во Франции.
- В одном интервью вы рассказали о том, что приобрели виноградники и занялись изготовлением вина.
- Это действительно так, только я не покупал их - они достались мне от отца. Главная проблема - с кем пить вино. Ведь пить нужно с друзьями. Когда у тебя много друзей, есть с кем пить вино, а иначе нельзя. Купил виноградники - значит, у тебя должно быть много друзей.
- Но... вы не забросите музыку ради изготовления вина?
- Нет, что вы, сейчас я планирую снимать фильм в качестве режиссера. Это будет также "Кармен с хэппи эндом". Сначала я решил сделать спектакль и посмотреть на реакцию публики. Сейчас я гастролирую с ним по Европе, уже показал спектакль в Париже, Барселоне. Если реакция людей в итоге будет положительная - начну съемки фильма.
Вот так я и поговорил с Бреговичем. Он с удовольствием говорил о музыке и совсем нехотя - о политике и ситуации на Балканах. Да оно и понятно: Брегович приехал со спектаклем, а не с политическими манифестами. Времена "Бьело Дугме" ("Белой пуговицы") - его первой панк-группы - давно прошли.